Вторник, 12.12.2017, 09:13
Приветствую Вас, Гость | RSS

...

Учительская
Для вас, родители!
Учитель года-2015
Учитель года 2017
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1665
Рада всем!
Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » 8 класс

Анализ рассказа Л. Н. Толстого "После бала"
 В рассказе «После бала» описано действительное событие, о котором Толстой узнал, когда был студентом и жил в Казани.
 
 
Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.
 
 Ознакомьтесь с содержанием статьи о Льве Николаевиче Толстом. Какие факты оказались для вас новыми, на что вы обратили внимание?
 
Внимательно прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Какое впечатление произвело на вас произведение?
 
Известно, что первоначально писатель давал рассказу другие названия: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец». Подумайте, почему Толстой остановился на названии «После бала». Чтобы ответить на вопрос, вспомните слова героя рассказа Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра».
 
Объясните, от чьего имени ведётся повествование в рассказе «После бала». Подумайте, какова роль рассказчика. О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Какое чувство делало его жизнь особенно прекрасной?
 Опираясь на текст, подготовьте рассказ о бале:
  • что рассказал Иван Васильевич об обстановке бала и о своём настроении на балу;
  • какие моменты на балу делали его для Ивана Васильевича «чудесным»;
  • как рассказчик описывает Вареньку; какое значение имеет подчёркнутое выделение белого цвета в её облике;
  • как изобразил рассказчик отца Вареньки на балу; какое чувство испытывал к нему Иван Васильевич;
  • в каком настроении и почему покидает Иван Васильевич бал;
  • что изменило счастливое настроение рассказчика.
 Рассказчик описывает бал восторженно, приподнято. Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный. К отцу Вареньки он испытывает восторженное, нежное чувство, его умилили сапоги полковника: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог». Иван Васильевич не только любуется танцующими отцом и дочерью, но и с восторженным умилением смотрит на них; он соединяет «его и её в одном нежном умилённом чувстве», которое, всё нарастая, изливается и на лакея Петрушу, лицо которого кажется Ивану Васильевичу умилительно трогательным. Иван Васильевич счастлив, он «обнимал... весь мир своей любовью».
 
 Ощущение счастья у героя сохраняется даже на улице. И вдруг... Что же происходит «вдруг»? Объясните, что заставляет читателя насторожиться, какую роль играют художественные детали, используемые Толстым. Обратите внимание на то, что прежде чем герой увидит сцену истязания солдата, в рассказе начинает звучать «другая, жёсткая, нехорошая музыка», и герою видится «что-то большое, чёрное».
 
 Подумайте, какую часть рассказа надо считать основной для понимания его идейного смысла. Проанализируйте эпизод, изменивший жизнь Ивана Васильевича, в котором раскрыто подлинное лицо полковника.
 Рассказ построен на приёме контраста, или антитезы, путём показа двух диаметрально противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контрастности автор достигает средствами языка. Обратите внимание на то, как передаёт Толстой счастливое настроение Ивана Васильевича на балу, его всё нараставшую радость, а затем подавленность, чувство стыда, возникшие при виде наказания татарина.
 
 Проанализируйте, кто и как воспринимает сцену наказания, какое чувство охватило Ивана Васильевича при виде этого зрелища. При каждом ударе несчастный «оскаливает белые зубы». Как вы объясните эту деталь?
 
 Опишите полковника в сцене на площади. Подумайте, знал ли полковник на балу, что на утро предстоит экзекуция, как это сочетается с его настроением на балу. Объясните, какой новый смысл приобретает на плацу фраза полковника, произнесённая на балу: «Надо всё по закону». В каком контексте упоминается в рассказе замшевая перчатка?
 
 Опираясь на текст, ответьте на вопрос, подходит ли полковник к процедуре наказания формально, как к тяжёлой обязанности, или иначе. Понимает ли полковник, что дело, которое он совершал, — омерзительное, постыдное дело?
 
 Постарайтесь объяснить, если подлинное лицо полковника раскрывается в сцене экзекуции, то зачем так подробно он изображён на балу.
 
 Проанализируйте отношение рассказчика к тому, что он видел. На какой вопрос никак не мог ответить Иван Васильевич, пытаясь объяснить поведение полковника? Как автор проявляет в рассказе своё отношение к изображаемому?
 
 Иван Васильевич был доведён сценой экзекуции до физической тоски. Он не понимал того, что «такого» знал полковник, если мог так поступать, и это мучило его. А как вы объясняете себе, почему полковник бил по лицу слабого солдата, недостаточно сильно ударившего истязаемого татарина? Ведь в этом случае полковника никто не проверял и не мог уличить его в том, что он действовал «не по закону».
 Всё в рассказе подчинено основной его идее — страстному протесту против насилия и лицемерия. Этому служит и композиция рассказа, и все его художественные средства. Контраст между парадной стороной жизни и её подлинным лицом особенно сильно ощущается потому, что сцены бала и утра после бала написаны по одному плану, но насыщены резко различным содержанием.
 
 Сравните слова из двух основных частей рассказа, обозначающих цвет, звуки, музыку, действия, движения, чувства. Сопоставьте яркие детали, подчёркивающие контраст первой и второй картин. Заполните таблицу в тетради для письменных работ.
Поразмышляйте, почему Иван Васильевич так резко прореагировал на событие. Ведь не Варенька же била по лицу солдата своей ручкой? Найдите в тексте ответ на вопрос, какой путь избирает для себя Иван Васильевич в мире, который он не может изменить.
 Обратите внимание, рассказ «После бала» начинается именно с разговора о том, что для личного совершенствования необходимо изменение условий жизни людей, т. е. окружающей среды. Это один из коренных вопросов любой эпохи и любого общества: изменится ли среда, если люди будут сами себя совершенствовать, или же с теми людьми, которые есть, следует изменять эту среду, потому что иначе «среда заедает».
 
Категория: 8 класс | Добавил: Людмила (28.02.2015)
Просмотров: 124 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
Сайт в конкурсах
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Сегодня
Календарь на любой год
Вход на сайт

Вести образования
Поиск
Умная мысль
Праздник сегодня
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Школа Президента
Перевести сайт
Архив записей
Тумаева Людмила ©2017
Хостинг от uCoz