Среда, 21.08.2019, 01:23
Приветствую Вас, Гость | RSS

...

Учительская
Для вас, родители!
Учитель года-2015
Учитель года 2017
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2685
Рада всем!
Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Этапы профессионального роста » Научно - методическая работа

Проектная деятельность на уроках литературы

       Тема моей работы «Проектная деятельность по литературе учащихся средней школы (на уроках и во внеурочное время)»

За последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом?». Каждый учитель мечтает, чтобы ребята работали  с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

      Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Мною были изучены и сопоставлены две программы по литературе одного автора –                           В. Я. Коровиной: с  учетом требований ФГОС и без них. В программе, реализующей стандарты нового поколения, большое внимание уделяется проектам. Автор даже в примерном планировании предлагает свои. На следующий учебный год уроки литературы буду вести в 5 классе по новому ФГОСу. Мною и ранее использовался метод проектов,  именно поэтому я и выбрала эту тему. Считаю, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

По определению, "проект" - это совокупность определенных действий, для создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не только на получение фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ещё ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах.

Есть ли у метода проектов как педагогической технологии недостатки? Конечно, есть. Это, безусловно, и невероятно большой объём работы для учителя и ученика, и предопределённость конечного результата. Однако это не значит, что от метода проектов надо отказаться. Я склонна считать, что у данной технологии достоинств намного больше, чем недостатков. Да, пусть инициатива исходит от учителя, но если учитель правильно построит руководство проектом, в первую очередь ответственно подойдёт к выбору темы и предложит его тем ученикам, кому интересна эта отрасль знаний, полученный ребятами опыт собственного, даже не особо значимого исследования, будет бесценен.

Опыт работы в школе показывает, что наиболее  сложным  для  учащихся  5 классов является  начало  работы над  проектом. Их  пугает  неизвестность, неумение работать в  группе, ответственность не  только  за  себя, но  и  за  всех  членов  группы. Поэтому  учитель  сначала  знакомит ребят  с  сутью  проектного  метода  и  мотивирует  деятельность  учащихся. С  пятого  класса  для  адаптации  учащихся  нужно постепенно  вводить  мини – проекты, краткосрочные  и  недельные  проекты. Время  подготовки  не  должно  быть  длительным, потому  что  ребята  часто  забывают  или  откладывают  работу  на  последний  день. При  этом  обязательны  консультационные  дни. По  характеру  результата  вначале  лучше  использовать  продукционный  проект  (учащиеся, сделав  что-то своими  руками,  будут  более  удовлетворены: в  наличии  есть  оценка  и  «вещь»)  или информационный  проект  (получить  информацию  в  наше  время  не  составляет  труда, остается  ее  только  преподнести  на  должном  уровне). Например, после изучения раздела «Устное народное творчество», предлагаю учащимся создать собственное произведение малого жанра: частушку, загадку, потешку). Дети с радостью откликаются на такое задание и не только создают литературное произведение, но и иллюстрируют его. В результате у нас получается целый сборник).

С учащимися 6 класса  продолжается  работа над проектами, однако типы проектов могут меняться и ребята должны приобрести больший опыт в работе с данным методом. Так, при изучении басен  И.А. Крылова предлагается реализовать  краткосрочный проект – инсценировку. На уроке учитель делит класс на 3 – 4 группы, которые выбирают басни, персонажи, вариант демонстрации (театр теней, кукольный театр, обычный), определяется лучший вариант костюмов, декораций. Из действующих групп выделяются инициативные группы, реализующие проект и презентующие его на следующем уроке.

В  7  классе учащиеся  имеют  более  широкие   возможности, они  могут  самостоятельно  найти  тему  для индивидуального  проекта, однако  скрытое  руководство  учителя  все равно  должно  присутствовать  при  формулировке  темы, корректировке  задач, рекомендациях литературы. На  уроках  продолжается  работа  над  проектами. Так, в конце  учебного  года  учащимся  можно  предложить  на  обобщающем  уроке  мини – проект  «Памятник  литературному  герою». К  этому  возрасту  ребята  вполне  владеют  приемами  работы с  проектом, в состоянии организовать  ее  на  уроке (особенно  если  они  уже  привыкли  трудиться  в  группах), имеют  свои  предпочтения, обладают  необходимыми навыками. Обязанности в  этом  проекте  учитель  распределяет  таким  образом:

- подбор  материала  для  надписи;

- рисунок  памятника  герою (возможен  вариант  в виде  символа);

- составление речи  на  открытии памятника;

- подготовка  мини – презентации.

В  8  классе перед  учениками  можно  ставить  уже  более  сложные  задачи. Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса, - сборник работ, объединенный названием "История моей семьи в истории Родины", можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет".

Учащиеся 9 класса – это  уже  самостоятельные  люди, способные  не  только придумывать  темы  проектов, но  и  успешно  добиваться  поставленной цели. Они предложили  краткосрочный  проект после изучения значимой и объемной темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" - «Посмотри  и  нарисуй», направленный  на  умение  «увидеть»  то, что  сказал  поэт. Объяснить, при  помощи  каких художественных  средств  он  это  сделал, и  нарисовать  увиденное (то, есть сначала  проанализировать стихотворение, а потом  синтезировать  рисунок  на  основе  этого).

Таким образом, проекты проводятся мною после изучения раздела,  чтобы учащиеся могли сопоставить несколько произведений, углубить знания по теории литературы. Результатом наших проектов являются чаще всего сборники стихотворений, сочинений, эссе. Для чего мы всё это делаем и каких результатов достигли? Во – первых, в 9 классе учащихся ждет экзамен по русскому языку. В 15 задании представлены три вида сочинений. Знания, полученные учениками на уроках литературы, помогут быстрее и четче представить нужные аргументы. Тоже и в экзамене в 11 классе. По мимо того, в 11 классе ученики пишут литературоцентрическую допускную к экзаменам работу -  сочинение. Имея многократный опыт написания различных творческих работ, учащиеся справятся с этой задачей. Будущие выпускники  стали выбирать литературу на ЕГЭ. В этом году выпускаю 9 класс, с которым мы работали с проектами, начиная с 5 класса. Виден результат: ученики хотят продолжить дальнейшую совместную работу и выбирают гуманитарный образовательный маршрут. Важными являются и результаты анкетирования. Учащиеся отмечают, что урок, в ходе которого реализуется проект, проходит очень быстро. Материал кажется доступным и понятным.

 

Категория: Научно - методическая работа | Добавил: Людмила (12.04.2016)
Просмотров: 705 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
avatar
Сайт в конкурсах
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Сегодня
Календарь на любой год
Вход на сайт

Вести образования
Поиск
Умная мысль
Праздник сегодня
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Школа Президента
Перевести сайт
Архив записей
Тумаева Людмила ©2013-2019
Хостинг от uCoz