Понедельник, 19.08.2019, 20:00
Приветствую Вас, Гость | RSS

...

Учительская
Для вас, родители!
Учитель года-2015
Учитель года 2017
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2685
Рада всем!
Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка » Требования к оснащению кабинета литературы

Требования к оснащению кабинета литературы в условиях ФГОСа

Скачать можно здесь

Требования к оснащению образовательного
процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного
стандарта общего образования

Пояснительная записка

 

Основания и цели разработки требований.

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе.

Требования представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях перехода образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, на новые государственные стандарты общего образования по литературе. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения.

Новизна разработанных требований.

В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по литературе настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по литературе предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у учащихся читательской компетенции, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих и других задач. Поэтому требования включают не только продукцию, выпускаемую в настоящее время, но и ориентируют на перспективу.

В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка промышленного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе справочно-энциклопедическая литература, комплекты иллюстраций, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т. п.).

Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения.

Помещение кабинета литературы должно быть оснащено книгопечатной продукцией, демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.

 Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей.

Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать  межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, музыке, киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует  глубокому пониманию литературного  произведения. Видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у  ученика представления об историческом контексте творчества писателя.

Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования  (в первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся). Видеофильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по литературе позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства. Звуковые пособия являются наиболее органичными средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное  чтение,  работа над интонационно-смысловой структурой текста – важнейшие приемы в методике изучения литературы.

Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета литературы рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения и соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. 1178-02).

Конкретное количество указанных в рекомендациях средств и объектов материально-технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса (25–30 учащихся). Для отражения количественных показателей в таблице (см. таблицу) используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6–7 экз.).

 

Перечень основных писательских имен и произведений,
изучение творчества которых должно быть обеспечено
наглядными средствами обучения
(по ступеням образования)

Реализация программ основного общего образования

Русская литература.

Русский фольклор (народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки, былины).

Древнерусская литература: «Слово о полку Игореве» и произведения других жанров).

Русская литература XVIII века: творчество М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, повесть Н. М. Карамзина  «Бедная Лиза».

Русская литература XIX века: басни И. А. Крылова, лирика В. А. Жуковского; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика, поэмы, «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Маленькие трагедии», романы: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» А. С. Пушкина; лирика, поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри», роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова; лирика поэтов пушкинской поры; повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Шинель», комедия «Ревизор», поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя; «Записки охотника», «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева; лирика Н. А. Некрасова, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина; рассказы В. М. Гаршина, А. П. Чехова.

Русская литература XX века: произведения М. Горького, М. М. Зощенко, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского; произведения А. С. Грина, М. М. Пришвина; поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского; рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова; рассказы В. М. Шукшина; рассказ «Матренин двор» А. И. Солженицына.

Зарубежная литература

«Илиада» и  «Одиссея» Гомера; античная лирика; «Божественная комедия» Данте; роман «Дон Кихот» М. Сервантеса; сонеты и  трагедии  «Ромео и Джульетта», «Гамлет» У. Шекспира; комедии  Ж.-Б. Мольера; «Фауст» И.-В. Гете; произведения Ф. Шиллера, Э. Т. А. Гофмана, Дж. Г. Байрона, П. Мериме, Э. А. По, О. Генри, Дж. Лондона; сказка «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Реализация программ среднего (полного) общего образования

Русская литература XIX века: драма «Гроза» А. Н. Островского; роман «Обломов» И. А. Гончарова;  роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева; лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; произведения А. К. Толстого; лирика и поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; произведения Н. С. Лескова; «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина; роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского; роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого; рассказы и пьеса «Вишневый сад» А. П. Чехова.

Русская литература XX века: лирика и рассказы И. А. Бунина; пьеса «На дне» М. Горького; поэзия конца XIX – начала XX в.; лирика и поэма «Двенадцать» А. А. Блока; лирика и поэма «Облако в штанах» В. В. Маяковского; лирика и поэмы С. А. Есенина; лирика М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама; лирика и поэма «Реквием» А. А. Ахматовой; лирика и роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака; романы  «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова; произведения А. П. Платонова; роман-эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова; лирика А. Т. Твардовского, новеллы из цикла «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова; повесть «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына; проза, поэзия, драматургия второй половины XX века; литература народов России.

 

п/п

Наименования объектов

и средств

материально-
технического

обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

базовый уровень

профильн. уровень

1

2

3

4

5

6

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Стандарт основного общего образования по литературе

Д

 

 

Стандарт по литературе, примерные программы, рабочие (авторские) программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета литературы

 

Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе  (базовый уровень)

 

Д

 

 

 

Стандарт среднего (полного)  общего образования по литературе (профильный уровень)

 

 

Д

 

 

Примерная программа основного общего образования по литературе

Д

 

 

 

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень)  по литературе

 

Д

 

 

 

Примерная программа среднего (полного) общего образования (профильный уровень) по литературе

 

 

Д

 

 

Авторские программы

по литературе

Д

Д

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник-хрестоматия

по литературе. 5 кл.

К

 

 

В учебный  фонд библиотеки образовательного учреждения входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством.

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете литературы, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу литературы.

 

Учебник-хрестоматия

по литературе. 6 кл.

К

 

 

 

Учебник-хрестоматия

по литературе. 7 кл.

К

 

 

 

Учебник-хрестоматия

по литературе. 8 кл.

К

 

 

 

Учебник и хрестоматия по литературе. 9 кл.

К

 

 

 

Учебник по литературе. 10 кл.

 

К

К

Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета

 

Учебник по литературе. 11 кл.

 

К

К

 

Учебные издания, соответствующие используемым комплектам учебников: рабочие тетради, практикумы.

Хрестоматии, книги для внеклассного чтения, учебные пособия, дидактические материалы

К

К

К

 

 

Дидактические материалы по всему курсу литературы

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а  также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам

 

Художественная литература

Д

Д

Д

Основной фонд библиотеки образовательного учреждения  должен включать художественную литературу, составляющую основу авторских программ (не менее одного текста на трех учащихся)

 

Методические пособия по литературе для учителя

Д

Д

Д

 

 

Справочно-энциклопе-дическая литература (Словарь литературоведческих терминов, словарь юного филолога, Лермонтовская, Пушкинская энциклопедии и проч.)

Д

Д

Д

 

 

Учебники и пособия для элективных и факультативных курсов («Зарубежная литература», «Древнерусская литература», «Искусство анализа художественного текста» и др.)

Ф

Ф

Ф

 

2

печатные пособия

 

 

Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

 

 

Портреты писателей (русских и зарубежных)

Д

Д

Д

 

 

 

Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

 

 

Альбомы раздаточного изобразительного материала

Д

Д

Д

Может использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры)

 

3

информационно-коммуникативные средства

 

 

Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные учебники

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся

 

 

Электронные библиотеки по всему курсу литературы.

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединён-
ных единой системой

навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т. ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы

 

 

Справочно-энциклопедическая литература на электронных носителях

 

 

 

 

                         

 

 

4

Экранно-звуковые пособия

 

Видеофильмы по основным разделам курса литературы

Д

Д

Д

Видеофильмы могут быть в цифровом (компьютерном) виде

 

Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе

Д

Д

Д

 

 

Слайды (диапозитивы)

по литературе

Д

Д

Д

 

5

Технические средства обучения

 

Мультимедийный

компьютер

д

д

д

Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-, видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ
(текстовых, графических и презентационных)

 

Мультимедиапроектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

 

Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Включают: электронная почта,  локальная школьная сеть, выход в Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий

 

Сканер

Д

Д

Д

 

 

Принтер лазерный

Д

Д

Д

 

 

Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

             

 

 

 

 

Диапроектор или оверхэд (графопроектор)

Д

Д

Д

 

 

Экран на штативе или навесной

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,25´1,25 м

 

Видеоплейер,

DVD-плейер (видеомагнитофон)

Д

Д

Д

 

 

Телевизор

Д

Д

Д

Диагональ не менее 72 см

 

Аудиоцентр

Д

Д

Д

С возможностью использования аудиодисков CD-R

6

Специализированная учебная мебель

 

Аудиторная доска (магнитная поверхность) с набором приспособлений для крепления схем, таблиц и проч.

 

 

 

 

 

Компьютерный стол

 

 

 

 

 

Ящики для хранения таблиц

 

 

 

 

 

Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)

 

 

 

 

 

Штатив для карт и таблиц

 

 

 

 

 

Шкаф 3- секционный

(с остекленной средней секцией)

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Требования к оснащению кабинета литературы | Добавил: Людмила (27.05.2016)
Просмотров: 530 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Сайт в конкурсах
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Сегодня
Календарь на любой год
Вход на сайт

Вести образования
Поиск
Умная мысль
Праздник сегодня
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания
Школа Президента
Перевести сайт
Архив записей
Тумаева Людмила ©2013-2019
Хостинг от uCoz